Новости‎ > ‎

Зачем Воронежу мораторий на вырубку зеленых насаждений?

Отправлено 22 июл. 2015 г., 10:22 пользователем Александр Бобров   [ обновлено 9 сент. 2015 г., 2:40 ]

Координатор проекта "Зеленый город" Александр Малашевский
На мой взгляд, экологические проблемы, как и другие глобальные проблемы, возникли из-за недостаточной осознанности членов общества. Мы следуем нашим привычкам, общепринятым правилам, в лучшем случае, принимаем решения на основе личного опыта - но ведь так поступают и животные. Нельзя назвать такое поведение полностью неэффективным, оно дает более-менее приемлемый среднестатистический результат, но человек способен на лучшее. Мы можем более глубоко осознать кем мы являемся и каково наше место в этом мире. Мы можем на личном опыте прочувствовать наше единство с природой, и этот опыт может изменить наш привычный способ реагирования на внешний мир. Лично я пришел к выводу, что радикальные перемены к лучшему возможны только если изменится отношение людей к природе. Ничего не поделаешь, похоже нам придется изменить свое отношение к жизни. И сделать это нужно как можно быстрее, пока ещё не поздно.В результате нерациональной эксплуатации лесов и серии крупных пожаров 2010 года, которые уничтожили более 20 тыс. гектаров леса, в городе Воронеж обострилась экологическая ситуация, однако, чиновники, ответственные за экологию, до сих пор не предприняли должных мер для стабилизации ситуации. Напротив, продолжается выдача разрешений на вырубку зеленых насаждений в рекреационной зоне города, также, вследствие отсутствия должного контроля, происходят несанкционированные вырубки.

В настоящий момент в Воронеже существует острый недостаток зеленых насаждений на душу населения в городском округе – озелененные территории общего пользования составляют около 6 кв.м. на человека, тогда как актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* устанавливает не менее 16 кв.м. на человека.

В адрес департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, Управления экологии Воронежа, а также различных общественных организаций поступают многочисленные запросы и обращения жителей по вопросу вырубки лесных массивов на территории города Воронежа. Хочу процитировать одно из таких обращений: «Рекреационные зоны, зоны особо охраняемых природных территорий Воронежа находятся под постоянной угрозой уничтожения – в настоящее время это леса в районе Подгорного, Борового, Малышево и многие другие территории. Причем, вырубка лесных массивов осуществляется непоследовательно, вне документов территориального планирования, в которые в связи с этим постоянно вносятся изменения. Экстенсивное наращивание объемов строительства, жилых метров не эквивалентно обеспечению населения жилой площадью – жилье стало источником инвестиций, а не местом комфортного проживания».

Карта-схема существующего природного комплекса

Воронежская общественность на протяжении многих лет пыталась наладить диалог с властными структурами, но равноправного диалога не получается. Также общественников беспокоит, что в Воронеже сложно получить достоверную информацию о предполагаемой застройке или вырубке: имеют место манипуляции со стороны органов местного самоуправления. Например, чиновники постоянно говорят о компенсационных посадках, которые должны в полной мере нивелировать вред от вырубки зеленых насаждений. А между тем, резервов для увеличения площади озелененных территорий нет – аргументы строителей о перспективном компенсационном озеленении не выдерживают критики – в городе нет пустующих площадей для создания озелененных территорий – все распределены, причем, отнюдь не для рекреационных целей. Основную часть вырубки проводят строительные организации под размещение жилых или торговых комплексов, при этом значительно уменьшая зеленый фонд города, что в свою очередь приводит к ухудшению экологической ситуации.

К сожалению, после экологической катастрофы 2010 года никаких выводов чиновники не сделали, ничего в ситуации с зелеными насаждениями не изменилось к лучшему, напротив, за прошедшее время ситуация изменилась в худшую сторону. Например, в начале 2013 года был фактически уничтожен лесной массив площадью около 17 гектаров по адресу ул. Антонова-Овсеенко, 46а. Участок, на котором вырубили зелёные насаждения, имеет статус рекреационной зоны. По данным городской администрации, там спилили 655 деревьев. Размер нанесённого вреда составил около семи миллионов рублей. По данным гражданских активистов вырублено более 1000 деревьев.

Воронежские гражданские активисты и общественные деятели давно пришли к выводу, что нужны кардинальные меры по спасению зеленой зоны города. В 2014 году Общественный Экологический Совет при губернаторе Воронежской области выступил с инициативой, о введении моратория на выдачу разрешений на вырубку и проведение сплошных рубок в рекреационной зоне городского округа г. Воронеж. Порядок выдачи разрешений на вырубку отдельно стоящих аварийных деревьев предполагается оставить без изменений. Также, члены Экосовета выдвинули предложения по эффективному взаимодействию населения с органами власти, и предложили на суд общественности ряд инициатив по сохранению зеленых насаждений.

  1. Ввести нормативную обязанность Управлению экологии городского округа г. Воронеж своевременно уведомлять ОЭС о выданных разрешениях на вырубку зеленых насаждений, а также осуществлять публикацию на сайте администрации города в общедоступном разделе с предоставлением всей информации о местоположении заявленного участка, сроках и количестве планируемой вырубки для проведения общественного контроля.
  2. Администрации городского округа провести полную инвентаризацию зеленых насаждений (деревьев, парков, скверов, лесополос и т.д.). 
  3. Представителей рабочей группы по зеленым насаждениям ОЭС ввести в состав комиссии по землепользованию и застройке городского округа г.Воронеж, с наделением их полномочиями, позволяющими требовать отчета о проводимой деятельности и предоставления открытой документации в сфере экологии, землепользования и застройки от госучреждений, строительных компаний и др.

Почему для общественности важно участвовать именно в комиссии по землепользованию и застройке городского округа Воронеж? Именно эта комиссия в большей степени ответственна за исчезновение зеленых зон, строительство жилых домов, торгово-развлекательных центров там, где местные жители не разрешили бы, если бы у них догадались спросить разрешения.

А как же мэр, Администрация, Гордума и жители Воронежа, в конце концов? Мэр подписывает Распоряжение о подготовке Проекта по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г. Воронежа на основании Заключения данной комиссии. Далее свое слово должна сказать общественность на публичных слушаниях. Однако, на самом деле, что будут говорить на слушаниях, не имеет значение. Постановление об итогах публичных слушаний готовит все та же комиссия! И, наконец, Городская Дума принципиально всегда голосует "ЗА" принятие Проекта, если есть Распоряжение мэра и постановление об итогах публичных слушаний.

Схема поэтапного территориального развития города
Вот так и получается, что именно эта комиссия решает, каким быть нашему городу. Было бы справедливо и полезно для правильного развития нашего города, если бы комиссия по землепользованию и застройке состояла минимум на 50% из представителей городской общественности.

Но, к сожалению, смелые и перспективные предложения ОЭС привели лишь к … расформированию этой общественной организации. И на данный момент в городе уже нет эффективной площадки для обсуждения животрепещущих вопросов экологии. Нет и возможности достучаться до «власть предержащих», а без постоянного контроля гражданских активистов наши чиновники работают крайне неэффективно. О работе депутатов городской и областной Думы общественники вообще ничего не слышали.

Было бы полезно обсудить эффективность работы госучреждений ответственных за экологию. У нас в городе более десятка таких учреждений и комиссий. Между тем некому оперативно отреагировать на сигнал о замеченной несанкционированной вырубке. Если такая вырубка происходит на территории Лесного фонда, то вполне эффективно реагирует казенное учреждение Воронежской области «Лесная охрана». В г. Воронеже нет такой специализированной организации. Может быть, имеет смысл создать подразделение «экополиции» на базе муниципальной полиции?

Пока такого подразделения нет, было бы эффективно передавать проблемные участки под охрану Лесного фонда. По данным Департамента общественной безопасности г. Воронежа, «в пределах границ городского округа город Воронеж находится бывшие колхозные леса, по которым в настоящее время ведется работа по передаче участков в лесной фонд, но остается актуальной проблема сохранности облесенных земельных участков колхоза «Подгоренский» (мкр. Подгоренский), совхоза «Подъем» (мкр. Боровое, Сомово, Отрожка) и ПК «Гремяченский» (мкр. Малышево, Шилово), уже имеющих определенных собственников, которые могут принимать решения по их освоению в соответствии с определенным целевым использованием участков. При этом в целях сохранения данных облесенных участков можно ставить вопрос об их изъятии, в случае их нерационального или нецелевого использования, с дальнейшим их включением в лесной фонд»

Также, было бы полезно разобраться, каким образом большая часть рекреационной зоны нашего города оказалась в частной собственности или в аренде. Существует единственная причина покупки этих участков предпринимателями, для дальнейшего перевода в зону жилой или промышленной застройки. Судьба зеленых насаждений в этом сценарии развития событий всегда плачевна, как показывают многочисленные примеры. Возврат таких участков в муниципальную собственность мог бы решить многие проблемы. Однако даже когда удается заставить администрацию города пойти на такой шаг, как это было с пресловутым «Северным лесом», непреодолимым препятствием встают на пути корыстные интересы владельцев участков. Хозяин «Северного леса» компания «Аксиома» до сих пор отклоняет все предложения администрации о предоставлении равноценного участка под строительство.

Думаю не нужно даже дожидаться, когда хозяева начнут рубить лес или возводить незаконные строения. Все лесные насаждения, находящиеся в рекреационной зоне города, должны быть возвращены государству. Нормативные акты, благодаря которым возникла такая ситуация, должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с интересами жителей города. Или хотя бы с простым здравым смыслом, так как продажа земельных участков без леса, который на нем растёт - это как минимум «клиника». А может и «уголовщина», смотря как посмотреть...

Но для этого нужно, чтобы депутатами были избраны порядочные люди, знающие нужды людей и не связанные круговой порукой с власть имущими. У нас же, как вы прекрасно знаете, избираются только те, кто прошел проверку на лояльность власти. До осенних выборов ещё есть время подумать за кого отдать свой голос.

Координатор проекта "Зеленый город" Александр Малашевский

тел. 8-952-105-54-28; e-mail. ya.malashevsky@yandex.ru